The power of trust

Background
Auto Payment
Enjoy your free time!
More details
Background
Milliy Deposits
Explore more profitable deposits!
More details
Accessibility
View:
Font size:
1344
+998 78 148 00 10 Call Centre:
Operating hours from 9 AM to 9 PM
NBU in social networks:

Банковская система Узбекистана: новый закон – новые возможности

07.01.2013 3368

   Развитие рыночных отношений, базирующихся на свободной конкуренции, невозможно представить без качественного оказания субъектам рынка различных банковских услуг. Ведь состояние банковской системы, обслуживающей инвесторов и производителей, во многом определяет качество развития экономики страны в целом.
  Сегодня в нашей стране осуществляют свою деятельность 29 банков с 826 региональными филиалами и более 2300 мини-банками, свыше 9000 банковских инфраструктур, а также 84 небанковские кредитные организации.
  Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, выдвинутая Президентом Исламом Каримовым, дала мощный импульс и дальнейшему укреплению банковско-финансовой системы Узбекистана. В ней отмечена необходимость дальнейшего ее развития и принятия мер по привлечению в данную сферу частного капитала путем формирования законодательных основ деятельности частных банков и таких финансовых институтов, как лизинговые, страховые компании, микрофинансовые организации, основанные на частной собственности.
  В этой связи 18 декабря 2012 года вступил в силу Закон Республики Узбекистан «О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности». О механизме введения и действия нового закона корреспонденту Национального информационного агентства - УзА рассказал заместитель директора юридического департамента Центрального банка Республики Узбекистан Джахонгир Нурмуратов:
  - Под руководством Президента Ислама Каримова в нашей стране проводятся последовательные реформы, направленные на создание независимой национальной банковско-финансовой системы, – говорит Дж.Нурмуратов. - Благодаря принятым мерам удалось сформировать современную финансовую модель, отвечающую требованиям международных стандартов, которая сегодня последовательно развивается и совершенствуется.
  Об этом говорят и результаты отчета новых исследований Международного валютного фонда (МВФ) в Вашингтоне, согласно которым в нашей стране на 100 тысяч человек приходится 48 обслуживающих отделений коммерческих банков, а индикатор по количеству вкладных договоров на 1000 человек составляет 1026 единиц. По этим показателям Узбекистану присвоена высшая оценка, в связи с чем он занял лидирующие позиции среди стран Центральной Азии по количеству банковских отделений.
  Пристального внимания также заслуживает то, что в 2012 году 27 отечественных коммерческих банков, в том числе 8 частных банков, получили высокие «стабильные» рейтинги от ведущих международных рейтинговых агентств. В результате принятых мер по усилению финансовой стабильности финансовых организаций и расширению их базы по долгосрочным ресурсам ускорились темпы финансирования реального сектора экономики и субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.
  Согласно мнению экспертов, положительные изменения наблюдаются в деятельности коммерческих банков по инвестиционной и кредитной активности. Так, в 2012 году удельный вес кредитов, направленных в реальный сектор экономики вырос на 30,6 процента. Источниками 86,3 процента выделенных кредитов составляют внутренние ресурсы коммерческих банков. При этом необходимо подчеркнуть возрастающую тенденцию по улучшению качества кредитного портфеля коммерческих банков. Подтверждением тому служит увеличение доли долгосрочных, то есть инвестиционных кредитов, выданных на срок свыше 3 лет. Если в 2000 году долгосрочные кредиты в общем объеме кредитного портфеля составляли 35 процентов, то по итогам 2012 года - 75 процентов.
  Важное значение имеют инвестиционные кредиты коммерческих банков, которые были направлены на модернизацию предприятий реального сектора экономики, их техническое и технологическое перевооружение, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса позволило добиться не только высокого экономического роста, но и макроэкономической стабильности и процветания в стране.
  В настоящее время в нашей стране функционируют 9 частных банков, имеющих свыше 20 филиалов и более 90 мини-банков, 80 частных лизинговых компаний, 70 микрокредитных организаций и ломбардов, а также 29 частных страховых компаний. По итогам 9 месяцев 2012 года объемы их кредитования выросли на 36 процентов, а кредитование малого бизнеса и частного предпринимательства - на 34 процента, инвестиционного финансирования - на 37 процентов. Вместе с тем имеется необходимость дальнейшего развития их деятельности, а также создания новых частных банков и иных частных финансовых институтов с привлечением частного капитала в банковско-финансовую сферу.
  В соответствии с распоряжением Президента Ислама Каримова «О мерах по реализации приоритетных направлений «Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» от 14 января 2011 года была поставлена задача по разработке проекта закона «О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности». Теперь вступивший в силу данный документ будет способствовать реализации одной из приоритетных задач в сфере дальнейшего углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики.
  Необходимость принятия нового законодательного акта также заключается в том, что он вобрал в себя понятия, которые выпали из ранее действующего законодательства. Например, отсутствовало определение единого понятия частных банковских и других финансовых институтов.
  Кроме того, появилась необходимость в определении четкого перечня гарантий, предоставляемых государством частным банковским и другим финансовым институтам при осуществлении ими своей деятельности. В данном законе гарантии деятельности субъектов частных банковских и финансовых институтов направлены исключительно на их защиту.
  Также в пункте 10 Указа главы нашего государства «О мерах по дальнейшей либерализации и реформированию банковской системы» от 21 марта 2000 года отмечено, что руководителям министерств и ведомств, местных органов власти и управления запрещается вмешиваться в деятельность коммерческих банков и их филиалов, включая назначение руководящих работников филиалов, требование различного рода выплат и взносов за счет средств банка. Контролирующим и правоохранительным органам нельзя вмешиваться в деятельность банков по управлению предпринимательскими рисками, связанными с формированием кредитного портфеля и активов банков. Данные ограничения внесены в новый закон как гарантии невмешательства в деятельность частных банковских и финансовых институтов.
  Важно подчеркнуть, что в Законе Республики Узбекистан «О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности» уточняется порядок проведения проверок этих субъектов. Конкретизируется, что проверка финансово-хозяйственной деятельности частных банковских и финансовых институтов может осуществляться в плановом порядке не чаще одного раза в пять лет по решению специального уполномоченного органа в соответствии с законодательством.
  Согласно статье 1 целью настоящего закона является регулирование отношений в области деятельности частных банковских и иных частных финансовых институтов и гарантий их деятельности. Основными задачами являются обеспечение защиты прав и законных интересов частных банковских и финансовых институтов, создание условий для привлечения в банковско-финансовую сферу частного капитала, расширение конкуренции и повышение качества обслуживания клиентов на рынке банковских и других финансовых услуг.
  В статье 3 дается определение частным банковским и финансовым институтам. Так, под ними подразумеваются банки и другие кредитные организации, страховые организации, а также иные юридические лица, предоставляющие исключительно финансовые услуги, в уставном фонде (уставном капитале) которых доля физических лиц - учредителей (участников) должна составлять не менее 50 процентов. В ней же говорится, что частные банковские и финансовые институты являются субъектами предпринимательства. Их учредителями (участниками) не могут быть юридические лица, в уставном фонде (капитале) которых имеется доля государства, государственных органов, а также политических партий, профессиональных союзов, общественных фондов и религиозных организаций.
  Во второй главе определены права и обязанности частных банковских и финансовых институтов. В частности, они вправе самостоятельно осуществлять свою деятельность и оказывать банковские и финансовые услуги, выбирать стратегию развития и программы участия на рынке банковских и финансовых услуг. Также они могут получать доход (прибыль) от своей деятельности в неограниченном размере и распоряжаться им по своему усмотрению согласно учредительным документам и осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность.
  Статья 10 данного закона гласит, что государство гарантирует частным банковским и финансовым институтам равные права и возможности для доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным и другим ресурсам. Государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и правовую защиту частных банковских и финансовых институтов.
  Невмешательство в деятельность частных банковских и финансовых институтов закреплено в статье 13. Так, государственные органы, другие организации и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность частных банковских и финансовых институтов, осуществляемую в соответствии с законодательством. Если государственные органы, другие организации и их должностные лица обнаружат нарушения законодательства в их деятельности, то могут принимать те меры, на которые они уполномочены и напрямую связаны с устранением конкретного нарушения.
  Глава четвертая настоящего закона защищает интересы частных банковских и финансовых институтов. В соответствии с ней осуществляется защита охраняемой законом тайны, деловой репутации, интеллектуальной деятельности, ограничиваются проверки и требования к лицам, осуществляющим их.
  Например, в статье 17 говорится, что частные банковские и финансовые институты вправе требовать в судебном порядке опровержения порочащих их деловую репутацию сведений, если лицо, распространившее их, не докажет, что они соответствуют действительности. Так, сведения, порочащие деловую репутацию частных банковских и финансовых институтов и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же СМИ. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.
  В статье 18 отмечается, что информация частных банковских и финансовых институтов, составляющая коммерческую тайну, неизвестная третьим лицам (нераскрытая информация), защищается в случае, когда такая информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
  Одним словом, данный закон будет способствовать созданию равных условий для частных банковских и финансовых институтов и усилит систему государственных гарантий, касающихся их деятельности. Эти меры расширят конкуренцию и повысят качество обслуживания клиентов на рынке банковских и других финансовых услуг, создадут условия для развития современной рыночной инфраструктуры, отвечающей самым высоким международным стандартам.
 

УзА,  04.01.2013




Receive the Latest News

We will send one email a week, no spam

Latest site update date: 10.11.2024 04:08:10

License of the Central Bank of the Republic of Uzbekistan No. 22 dated Dec. 25, 2022
© 2024 NBU. All rights reserved. If you find an error in the text, highlight the wrong text and press Ctrl + Enter

Яндекс.Метрика

If you find a discrepancy in the information provided in different languages, please follow the option in the state language. When using the site materials reference to www.nbu.uz web-site is required

Technical support NBU

online

Message sent!

Please wait for a response to
your email address

Return to list of topics


Правила выдачи кредитов частным лицам
Определение кредитоспособности заемщика
1.1. При выдаче кредита частному лицу банк проводит анализ кредитоспособности заемщика.
1.2. Кредитоспособность заемщика определяется на основании его финансовой и кредитной истории, а также текущей финансовой ситуации.
1.3. Для определения кредитоспособности могут быть использованы следующие критерии
Условия выдачи кредита
При выдаче кредита частному лицу банк устанавливает следующие условия:

  • сумма кредита;
  • процентная ставка;
  • срок погашения кредита;
  • график платежей

How helpful was the answer?

Helpdesk NBU

I am your virtual assistant.
Loading...

Helpdesk NBU

Choose a needed theme

NBU Help Desk

Select a topic of interest

To unblock the card, you must contact the bank branch where the card was opened  with your identity document.
SMS notification for the Uzcard card can be activated through an ATM. SMS notification for the Humo card is activated through the bank branch where the card was opened.
You can order all cards in national and foreign currency remotely using the Milliy App.
  • If you have forgotten your card PIN, please come with your identity document to the bank where the card was opened.
  • If you the card (UzCard/HUMO) is lost, you can block it yourself using the Milliy Bank App or call (78) 148-00 10 and ask the operators to block the card.
The identification procedure is carried out remotely, directly in the Milliy application itself. To do this, on the main screen in the application, click on the photo_2023-04-28_11-16-22.jpg icon in the upper left corner, and then select the “Identification” option from the menu and go through all its stages.
  • To change the phone number registered in the Milliy App, please come to the NBU branch which is convenient for you with your identity document.
  • An e-wallet is a system to store funds, as well as transfer money through an app to an account or bank card.
  • When you reset your password, you enter the "secret question answer"
Currently, the NBU offers the following international money transfers: Western Union, MoneyGram, KoronaPay, Asia Express, Contact, Unistream, Swift, as well as Sberbank.
Users of the Milliy Mobile App can receive transfers from Russia using the Sberbank Online service to an electronic wallet in national currency, to an UzCard or HUMO card of the NBU.

The transfer is made in rubles. Upon receipt on an electronic wallet or card, it is automatically converted into UZS. No additional fees are charged.
  • Visa Direct is a service for money transfer using the Milliy Mobile App to more than 50 countries of the world, including Visa cards of Uzbekistan banks.
  • identity document
  • MTCN or the tracking number
  • full name of remitter
  • country of remitter
  • expected amount of money
  • NBFAUZ2X
It is possible to remotely open, replenish and independently monitor the NBU's deposits using the Mobil App.
  • If you want to transfer the right to dispose of your deposit to a third party, you must execute a power of attorney certified through a notary office.
  • No, you don't. The online deposit can be closed through the app.
  • Capitalization is the addition of accrued interest to the principal amount of the deposit.
  • This is the deposit with no fixed withdrawal period and the depositor can withdraw the funds at any time.
Answer:
- Passports of founders, director, chief accountant;
- Order for Director’s appointment;
- Certificate of state registration;
- Decision of founders;
- Licenses;
- Cadastre file/ data sheet for the collateral;
- Photo of the collateral;
- Contract with the supplier;
- Copy of the rental agreement/ certificate
- Certificate of ownership for the premises used for business;

This list is not exhaustive for loan consideration and the consideration and Bank staff may request other information and documents regarding project concerned.
Time for processing takes 1-3 days depending on the completeness of the documents submitted.
Various collateral, including real estate, motor vehicles, as well as sureties of individuals or legal entities are accepted.
Penalty-free early repayment of the loan is permitted
The period of registration of the company at the time of filing the application must be more than 6 months.
It's worth noting that insurance and collateral costs may be in addition to the principal interest for the loan. However, there are no hidden costs.
- Constituent documents of the company (charter, registration certificate).
- Documents confirming the authority of the company's representatives.
- Vehicle Purchase Agreement.
- Documents confirming ownership of the collateral property (if a collateral is required).
- Professional Consultation and Support: Our specialists are always ready to provide professional consultation and support at all stages of the process, helping clients maximize the benefits of the offered loan products.
- Flexible Terms: Option to choose the optimal term and loan amount.
- Ease of Application: Minimal document requirements and a quick application review process.
- Business support: Financing that helps to renew the car fleet
The NBU aims to ensure a fast and efficient application review process. The average review period for an auto loan application for legal entities is 3 to 5 working days.
The collateral can be the new car being purchased.
The option to purchase new vehicles from official dealers.
Time for processing takes 1-3 days depending on the completeness of the documents submitted.
Various collateral, including real estate, motor vehicles, as well as sureties of individuals or legal entities are accepted.
Penalty-free early repayment of the loan is permitted
It's worth noting that insurance and collateral costs may be in addition to the principal interest for the loan. However, there are no hidden costs.
The period of registration of the company must exceed 1 year
Answer:
- Passports of founders, director, chief accountant;
- Order for Director’s appointment;
- Certificate of state registration;
- Decision of founders;
- Licenses;
- Cadastre file/ data sheet for the collateral;
- Photo of the collateral;
- Contract with the supplier;
- Copy of the rental agreement/ certificate
- Certificate of ownership for the premises used for business;

This list is not exhaustive for loan consideration and the consideration and Bank staff may request other information and documents regarding project concerned.

Your message has been sent successfully

Our specialist will answer you within a working day. Due to the high number of requests during the COVID-19 pandemic, there may be some delays in responding to requests.

Take part in improving the quality of service
Please answer 3 questions
Go to quiz