Шаг на встречу к вызовам времени
15.02.2017
2648
Комитетом по вопросам бюджета и экономических реформ Сената Олий Мажлиса совместно с Центральным банком Республики Узбекистан проведена конференция на тему «Стабильность банковской системы в условиях дальнейшей либерализации экономики: законодательство и практика».
В работе конференции приняли участие руководители и ответственные сотрудники банковской системы, заинтересованных министерств и госкомитетов, ученые и исследователи, а также представители СМИ.
Данное мероприятие проводится в рамках принятой стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, где обозначено дальнейшее направление развития и либерализации экономики.
Отмечено, что на сегодняшний день стремительно меняется конъюнктура мирового рынка, растет конкуренция, что обуславливает необходимость обеспечения высоких темпов развития Узбекистана, и в свою очередь требует разработки новых стратегических подходов и принципов.
Именно поэтому дальнейшее повышение эффективности реформ, проводимых в стране, обеспечение выхода на качественно новый уровень развития государства и общества, либерализация всех сфер жизни обозначены в качестве важнейших приоритетных направлений модернизации страны.
В пятилетней Стратегии действий намечено дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности, сохранение высоких темпов роста экономики, повышение ее конкурентоспособности, продолжение институциональных и структурных реформ по сокращению присутствия государства в экономике, расширение внешнеэкономических связей, дальнейшее усиление защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства, внедрение современных принципов и механизмов регулирования банковской деятельности, в частности обеспечение стабильности национальной валюты и цен, поэтапное внедрение современных рыночных механизмов валютного регулирования, комплексное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, совершенствование системы социальной защиты населения и занятости, эффективное проведение государственной молодежной политики и т.д.
Своевременное и эффективное выполнение обозначенных задач находит свое отражение в приоритетных направлениях денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком.
В действующей модели рыночной экономики банковская система играет важную роль в обеспечении полноценной работы экономических механизмов. Она воплощает в себе кровеносную систему экономики, выполняя такие функции, как координация общей денежной массы, контроль движения финансовых потоков, накопление и инвестирование денежных средств, осуществление взаимных расчетов между хозяйствующими субъектами, обеспечение отраслей и населения кредитными средствами.
Разработанные целевые параметры развития финансово-банковской системы предусматривают увеличение в 2017-2021 годах совокупного капитала банковской системы в 2 раза, объемов депозитов, в том числе вкладов населения – в 2,1 раза. Дальнейшая капитализация и укрепление ресурсной базы банков обеспечит рост объемов выделяемых инвестиционных кредитов в 1,7 раза, кредитов субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства – в 2,2 раза.
Происходящие в системе перемены, так или иначе, отражаются на всей экономике. Следовательно, рациональная организация работы, сформированная эффективная инфраструктура, применение различных инструментов, методов обслуживания способствуют эффективной работе рыночных механизмов. В результате стабильная, мобильная банковская система оказывает ощутимое положительное воздействие на эффективность экономики страны.
Либерализация банковской системы неразрывно связана с правилами и методами координации финансовых отношений, гармонизацией эффективных механизмов работы хозяйствующих субъектов и банковско-финансовых институтов. С этой точки зрения процессы ускорения либерализации банковской системы требуют внесения в действующее законодательство ряда изменений.
В мировой финансовой практике, с учетом того, что банки являются своеобразным субъектом предпринимательства в основном за счет привлеченных средств, вмешательство извне в их деятельность строго запрещено. Потому что вмешательство в практику кредитования со стороны органов управления оказывает негативное влияние на эффективную деятельность финансового учреждения.
Ликвидность банка определяется качеством активов. В этой связи совершенствуется методы и механизмы ведения мониторинга активов коммерческих банков, результаты которого, при условии внесения соответствующих изменений в Гражданский Кодекс Республики Узбекистан, Законы “О залоге”, “Об исполнении судебных документов и документов других органов” и “Об ипотеке”, будут способствовать возвращению в банковский оборот средств, занятых под собственность, не являющуюся необходимой для банковской деятельности и в конечном итоге обеспечат дальнейшее расширение возможностей банков по финансированию проектов в различных сферах. Разработанный комплекс мер, также предусматривает ограничение вмешательства со стороны руководителей различных государственных органов в деятельность банков по управлению предпринимательскими рисками, связанными с формированием кредитного портфеля и активов банков.
Также на конференции отмечалось, что назрела необходимость внести изменения в некоторые статьи Закона “О защите прав акционерных обществ и акционеров», направленных на дальнейшее расширение банками своей ресурсной базы и повышения инвестиционного потенциала путем выпуска корпоративных облигаций.
В экономике страны растет доля субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. Привлечение населения к предпринимательству, финансирование бизнес проектов выпускников профессиональных колледжей, призыв населения к предпринимательству накладывает определенные задачи на плечи банков. Для дальнейшего расширения финансирования инвестиционных проектов новых и действующих субъектов предпринимательства Центральным банком выдвигается идея организации гарантийного фонда по поддержке малого бизнеса.
Отмечено, что с началом деятельности данного фонда субъекты предпринимательства, только начавшие бизнес, нацеленные на выпуск экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, но не имеющие кредитного обеспечения на основе гарантий фонда смогут без труда добиться финансирования своих проектов. Наряду с этим это будет способствовать реализации проектов бизнес субъектов государственного значения, повышению эффективности финансирования и направлению льготных кредитов на конкретные цели.
Процессу оперативного кредитования проектов предпринимательских структур препятствует отсутствие на местах отделений страховых, лизинговых, оценочных учреждений.
Исходя из программы “Года диалога с народом и интересов человека” и задач по повышению экономической активности населения и субъектов предпринимательства, Центральным банком разработан проект соответствующего постановления по дальнейшему упрощению системы микрокредитования.
В целях дальнейшего повышения надежности и финансовой стабильности банковской системы, Центральным банком будут приняты необходимые меры по поэтапному внедрению новых стандартов и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, приведению в соответствие с международными нормами и стандартами требований, предъявляемых банкам в сфере депозитной и кредитной политики, привлечению свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов к банковскому обороту, внедрению в банках методов корпоративного управления. В том числе управлению рисками и совершенствованию внутреннего контроля, расширение масштабов и повышения качества банковских услуг с широким применением информационно коммуникационных технологий, углублению сотрудничества с международными банковскими институтами.
Участники конференции отметили, что меры, направленные на совершенствование банковской системы, будут способствовать повышению конкурентоспособности национальных кредитных организаций, переходу взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и населением на новый, более высокий уровень, формированию благоприятных условий для социально-экономического развития страны в целом.
Источник : cbu.uz