Фотовыставка “Худайберган Деванов и его эпоха”
21.05.2024
137
Фотовыставка «Худойберган Деванов и его эпоха» начала свою работу в залах Галереи изобразительного искусства Узбекистана.
![](/upload/images/content-img(217).png)
Первые известные фотографические снимки Туркестана были сделаны по воле случая именно в Хивинском ханстве. В петербургском Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук хранится фотографический альбом - «Виды и типы Хивинского ханства».
![](/upload/images/content-img(218).png)
Поначалу среди фотографов, которые снимали Туркестанский край, не было представителей местных национальностей. Для менталитета Востока, сохранявшего стойкую традицию шариатского запрета на изображение одушевленных объектов, фотопортретирование первоначально казалось неслыханным. Но в 1903 году в Хивинском ханстве, в Новом Ургенче, основал собственное фотоателье Худайберган Деванов, творчество которого в последние годы внимательно изучается историками фотодела в Узбекистане.
Худайберган Деванов, первый узбекский фотограф и кинооператор, родился в 1879 году в г. Хива в семье дворцового секретаря Нурмухаммада Девана, приближенного к просвещенному хивинскому хану Сейиду Мухаммаду Рахиму II.
![](https://nbu.uz/upload/images/content-img(210).png)
Так случилось, что любознательный мальчишка Худайберген однажды стал участником фотосессии, которую проводил на улицах Хивы некто Вильгельм Пеннер, староста немецкого поселка переселенцев-меннонитов. Этого энтузиаста искусства фотографии местное население окрестило прозвищем «Понар-бува» (Дедушка-фонарь). В. Пеннер заинтересовал юного хивинца самим процессом фотографирования, проявлением стеклянных негативов и печатанием снимков. Мальчик быстро освоил ремесло и научился выполнять фотографические снимки немецким аппаратом марки «ЗОТ», подаренным ему учителем.
Так родился первый в Средней Азии национальный фотограф, впоследствии ставший родоначальником узбекского фотоискусства и первым национальным кинооператором.
Первые фотографии Худайбергена Деванова - этнографические снимки, проникнутые неподдельной любовью к народу и к истории Хорезма (канатоходцы у городских стен, охотники с ловчими птицами, характерные хивинские арбы, ирригаторы на очистке арыков). Его снимки отличает стремление сочетать этнографический подход с художественным. Это заметно даже в его фотографиях историко-архитектурных памятников. По качеству исполнения ранние работы Х. Деванова не уступают снимкам других фотомастеров-современников. На ряде фотографий, напечатанных им, имеются надписи и даты арабским шрифтом, сделанные прямо на негативах самим автором, которые свидетельствуют, что молодой мастер приступил к творческой фотоработе еще в 90-е годы XIX века.
![](https://nbu.uz/upload/images/content-img(211).png)
Фотографические снимки в начале ХХ века интенсивно использовались для воспроизведения на почтовых открытках, тем самым пропагандировался новый вид искусства. Однако виды Хивинского ханства на подобной массовой продукции встречаются крайне редко. Дело в том, что основным издателем фотографических почтовых открыток в дореволюционной России было Контрагентство А.С.Суворина, известного журналиста, который получил от правительства эксклюзивное право продажи почтовых карточек на всех железнодорожных станциях империи. Вот и печатались на открытках виды даже самых незначительных населенных пунктов, расположенных вдоль железных дорог. А в Хивинском ханстве железнодорожного сообщения не существовало.
![](https://nbu.uz/upload/images/content-img(212).png)
Только в 20-30 годы ХХ века появляются значительные массивы фотоматериалов, посвященных архитектуре, этнографии и природе Хивинского оазиса. Это были, как правило, фотографические снимки участников различных научных экспедиций, работавших в отдаленной области Узбекистана. Особенно известны многочисленные фотоснимки знаменитой Хорезмской экспедиции профессора С.П. Толстова, которая с 1936 года в течение ряда лет занималась изучением этого региона.
![](https://nbu.uz/upload/images/content-img(214).png)
К послевоенным годам, когда Хорезм заслуженно превратился в «туристическую Мекку» страны, относится большинство популярных хорезмийских фоторабот. Особенно это стало заметным в конце 90-х годов ХХ века, когда в независимом Узбекистане отмечалось 2500-летие Хорезма. Сегодня прекрасно изданные художественные фотоальбомы и книги доносят до нас неповторимое очарование Хивы, справедливо называемой архитектурно-этнографическим музеем под открытым небом.
![](https://nbu.uz/upload/images/content-img(213).png)
В экспозицию включено около 60 архивных фотографий. Выставка до 17 июня 2024 года.