Выставка памяти Махмудходжи Бехбуди «Письма из Самарканда»
19.08.2022
968
Махмудходжа Бехбуди (1875-1919) – общественный деятель, основоположник узбекской драматургии, публицист, просветитель и идеолог джадидизма в Туркестане.
«Письма из Самарканда» название цикла опубликованных статей Махмудходжи Бехбуди с 1903 года в «Туркестанских ведомостях». С 1904 года его статьи публикуются в знаменитой газете Исмаила Гаспринского «Переводчик-Терджиман» в Крыму, особую известность получили статьи, касающиеся единого литературного языка и двуязычия в школах Туркестана.
С 1905 года Бехбуди активно пишет учебники для новометодных школ, начиная от Азбуки до общей географии. Изданные книги Бехбуди получали непременную рецензию и радостную поддержку со стороны Исмаила Гаспринского в Бахчисарае. К примеру, выход в свет учебника в 1905 году “Мадхали джугрофия-йи-умумий” (“Введение в общую географию”) было отмечено Гаспринским как “Возрождение науки Древнего Самараканда”.
Плодотворное сотрудничество и дружба двух просветителей является неоспоримым фактом, однако когда именно произошло личное знакомство остается открытым вопросом.
Махмудходже Бехбуди удалось написать около 200 статей, создать первые периодические издания такие как: журнал “Оина”, газета “Самарканд” и “Хуррият”.
В 1911 году Бехбуди написал первую узбекскую трагедию “Падаркуш ёҳуд Ўқимаган боланинг ҳоли” (“Отцеубийца”) не получив разрешение туркестанских цензоров, обращается в цензурный комитет Тифлиса нарочно приурочив « 100-летию Бородинского сражения» получает разрешения и в 1913 году удается издать пьесу в Самарканде. В 1914 году впервые был поставлен спектакль «Падаркуш» совместно узбекско-татарской любительской труппой положив начало узбекскому национальному театру.
Махмудходжа Бехбуди всей своей жизнью, призывает нацию к просвещению, объединению и высокой культуре. Бехбуди переживает за фанатичность и отсталость народов Туркестана, борется за равноправие с другими народами Российской Империи, выступает за преподавание светских наук на национальном языке, а в дальнейшем ветра свободы встречает с большими надеждами. Однако эти мечты прервутся трагическими событиями – разгромом Туркестанской Автономии, и после казнью просветителя в Карши, в 1919 году.
На наш взгляд Бехбуди блестяще добился своей цели, ему удалось воспитать интеллигенцию с совершенно новым взглядом на мир, с национальным самосознанием, с блестящим образованием, энергичных создателей будущего страны, которые в конце так же трагически завершат свою жизнь, став жертвой красных палачей.
Выставка, посвященная памяти Махмудходжа Бехбуди «Письмо из Самарканда» начнется с видов далекого Крыма, Бахчисарая и его памятников старины вместе с портретом просветителя Исмаила Гаспринского. Зажженная свеча в апреле 1883 года, в далеком конце Российской Империи в виде издания газеты «Терджиман» превратится в огненное пламя в сердце Азии с огромной сетью новометодных школ, новых учебников, газет и журналов для населения Туркестана к 1910 году.
Фотокопии первой газеты для тюркоязычных, мусульманских народов «Терджиман» будут представлены с выдержками из статей Гаспринского и Бехбуди.
Знаменитые фотографии Самарканда из альбома профессора Прокудина-Горского, а так же фотографии исследователя С. М. Дудина 1902 года. Всем фотографиям подобраны выдержки из статей Бехбуди о просвещении, науке и развитии в Туркестане.
Центральная часть выставочного пространства украшена вышивкой Самаркандской школы, элементы одежды, подносы и сундуки, как олицетворение декораций к первой сцене для спектакля «Падаркуш».
Галерея НБУ благодарит соорганизаторов выставки – Национальный архив кинофотофоно документов Узбекистана, за предоставленные кино и фотоматериалы и Дирекцию художественных выставок АХУ за уникальные сюзане Самаркандской школы начала XX века.
А также выражает огромную признательность:
- мемориальному дому-музею М. Бехбуди (г. Самарканд) за представление семейной фотографии М. Бехбуди из архива музея;
- культурологу, кандидату искусствоведения, музыковеду-востоковеду А.Б. Джумаева за несколько прижизненных литографий М. Бехбуди и 26-й номер журнала Ойина от 19.04.1914 г.;
- частных коллекционеров за предоставленные предметы декоративно-прикладного искусства.