Выставка «Тоннель памяти: Фитрат»
19.12.2023
68
Показанные раннее для зрителей галереи изобразительного искусства Узбекистана две тематические выставки посвященные памяти джадидов-просветителей «Рождение дутара» (Абдульхамид Чулпан) и «Письмо из Самарканда» (Махмудходжа Бехбуди) выстраиваются в цикл единого выставочного историко-образовательного проекта под названием: «Тоннель памяти».
Абдурауф Фитрат (1886-1938) – Писатель, публицист, поэт, теоретик узбекской музыки, лингвист и литературовед.
Все способности профессора Фитрата сложно перечислить на двух строках, где после двух специальностей перестает читатель представлять весь размах таланта невероятно сложного героя данной выставки.
Сын Бухарского купца, получивший свое первое образование в знаменитом медресе Мири Араб, далее в Стамбульском медресе «Ваизун»(по мнению Заки Валиди), где преподавали учителя самых прогрессивных взглядов мусульманского мира.
Османская империя в канун своего заката, среди огромного количества бедности и народных волнений, создала арену для сообщества появления тюркского национального движения.
Огромный тюркский мир, разделенный между империями, состоящий из большого количества этносов и народов, которые нуждались в идее нации, в идее политико-культурного объединения с общим языком, прессой, образовательными школами и культурой.
История появления национально пробуждения джадидизма, если начинается в далеком Багчасарайском медресе Зенджирли, то к 1913 году это искра в городах древнего междуречья превращается в пылающий огонь мощнейшего самосознания народа. Школы, пресса, театр, библиотеки и общественные объединения во имя языка, образования и культуры.
Туркестанские джадиды, настоящие романтики нации, которые появились вопреки сложившимся традициям среди средневековых порядков царивших в Туркестане. В отличии Гаспринского или Азербайджанских джадидов с блестящим европейским образованием, первая плеяда джадидовТуркестана это люди с традиционным исламским образованием (Бехбудий – муфтий; Фитрат – выпускник теологических учебных заведений).
По мнению большинства исследователей Абдурауф Фитрат является одним из самых важных идеологов джадидизма в последующем автором культурной концепции Узбекистана. Вклад Фитрата в эволюцию узбекского языка, музыки и литературы неоценим.
Выставка выстраивается вокруг разоренного кабинета министра Фитрата по фотографии 1922 года.
Некий эффект иммерсивности и трагедии хотелось передать посетителям, так как представлять на общественность выставку посвященную поэту является довольно, трудной задачей.