Галерея изобразительного искусства Узбекистана Общество дружбы Узбекистан-Япония
30.05.2018
987
Персональная выставка японской живописи Гаянэ Матевосян
«Весенний рассвет», посвященная 25-летию установления дипломатических отношений между Республикой Узбекистан и Японией.
(12.04.2017-12.05.2017)
Гаянэ Матевосян – многогранный художник, ученица каллиграфа госпожи Мичико Хамасаки, единственный мастер японского искусства суми-э в Узбекистане, представляет более тридцати работ, которые объединяет тема весны.
Приход весны олицетворяет обновление, которая оживляет и чарует нас с весенним рассветом!
Зубцы дальних гор
Подернулись легкой дымкой…
Весть подают:
Вот он, настал наконец
Первый весенний рассвет.
Традиция суми-э, история которой насчитывает более тысячи лет, берет свое начало в императорских дворцах Китая VII века. В XIV веке искусство суми-э проникло в Японию и в течение всего последующего развития основывалось на принципах философского осмысления мира, обретя собственный национальный характер и формы выражения. Суми–э ( суми - тушь, э - картина) - живопись с помощью туши и воды на рисовой бумаге. Суми-э это тип монохромной живописи, похожей на акварель. Несмотря на то что искусство суми-э всегда находилось под сильным китайским влиянием, японские художники в течение столетий выработали свой собственный стиль, и стиль суми-э, который требует знания лишь нескольких простых технических приемов, процветает и в наши дни.
В экспозиции представлены работы, сюжеты которых, заимствованы у природы – ветка сакуры, пьянящий ароматом цветущий миндаль, окутанные бархатом пионы. И все это, написано в тонкой градации оттенков черного цвета, которая получается в результате смешения суми (палочки туши) с водой. Японские мастера обогатили письмо цветными минеральными красками, которые проникая в рисовую бумагу, закрепляются на ней, подобно туши. Все эти элементы в сочетании создают уникальное гармоничное впечатление. В Японии было создано немало великих произведений искусства, воплощающих такие эстетические категории, как ваби (тонкий вкус) и саби (изысканная простота). Эти качества во всем великолепии можно видеть и в произведениях Гаянэ Матевосян.
Будучи дочерью знаменитого художника-мариниста, «Певца Арала» Рафаэля Матевосяна, Гаянэ росла в творческой атмосфере. Запах масляной краски, холсты, кисти, все это способствовало выбору профессии. Учеба в Республиканском художественном училище им. Бенькова, затем в Национальном институте художеств и дизайна им. К. Бекзода у таких маститых педагогов как Н. Шин, Дж. Умарбеков, Б.Исмаилов. Получив основы, она формируется, как художник – постановщик кино и ТВ.
Она успешно и плодотворно работает режиссером и художником – аниматором. Постоянная работа над собой, совершенствование навыков, приводит ее в Узбекско - Японский Центр, где она изучает японский язык и основы каллиграфии. Обучалась у сенсея госпожи Нобуко Огава и Мичико Хамасаки, так же в Москве у Каори Исидзима. С 2009г. преподает на курсах японской каллиграфии в Узбекско- Японском Центре развития людских ресурсов, с 2016г. обучает японской живописи в Международном караван – сарае культуры Икуо Хираямы.
Нигора Шарафходжаева
Куратор выставки