Персональная выставка Шахноз Абдуллаевой «Богини.Царицы.Ангелы»
30.05.2018
911
Выставка посвященная Международному женскому дню 8-марта (05.03.13 – 05.04.13)
Лики ангелов и восточных принцесс, созерцательность и умиротворенность, настраивающие на диалог, ищущий воплощения не столько в мыслях, сколько в чувствах, - это мир картин Шахноз Абдуллаевой, рождающих мгновенный отклик в душе зрителя, не оставляющих его равнодушным.
Ш. Абдуллаева - уже известный в республике мастер, ее работы отличают романтическая наполненность образов, поэтическое восприятие жизни и эмоциональный колористический настрой, вобравший в себя всю полноту душевных переживаний. Не случаен и интерес Шахноз к женской тематике, наиболее органично отвечающей ее творческим поискам. Используя для композиции два-три основных цвета, Шахноз достигает разнообразия колористического звучания благодаря их тональной разработке, создает на полотнах живописную среду, в которой сложные по градации цвета повторяются и в фоне, и в рисунке. Однако декоративная направленность - это лишь внешнее прочтение работ; история - вот тот мир, который влечет и вдохновляет молодую художницу. Ее героини - женщины далекого прошлого, реальные и вымышленные, персонажи мифов и легенд. Шахноз романтизирует историю, дает авторское прочтение событий давно минувших дней, красочно и убедительно раскрывает жизнеутверждающую сторону мироощущения. Ее привлекают темы, связанные с зороастризмом, божествами этой древней религии, которым она посвятила немало работ.
Обращение к истории стало важным шагом, определившим развитие творческой индивидуальности Ш. Абдуллаевой. Большую роль в этом выборе сыграл Чингиз Ахмаров, выдающийся художник-монументалист, живописец и график, который волею судьбы стал для нее не только крестным отцом, но и духовным наставником. Еще в 1970-е гг. он обратился к опыту средневековой книжной миниатюры, заложив целое направление в современной живописи Узбекистана. Именно Чингиз Ахмаров привил Шахноз любовь к уникальным шедеврам античного и средневекового искусства Узбекистана, поэзии Навои... И если для него источником творческого вдохновения была миниатюра, то Шахноз сделала свой выбор - фрески, которыми так богата раннесредневековая культура Средней Азии.
Настенная живопись Афрасиаба и Варахши, Балалыктепа и Пенджикента доносит до нас удивительный мир, проникнутый светлой гармонией и полнотой бытия. Торжественные сцены пиршественных застолий и приемов, яркие, но не пестрые, обретшие со временем благородство тона, цвета, сохранившиеся фрагменты, драгоценными островками мерцающие на матовом фоне штукатурки, - все эти элементы придают фрескам неповторимое очарование. Древние мастера умели добиваться эффектной выразительности, используя нейтральный локальный фон и уделяя все внимание персонажам. Условность рисунка и цвета, отсутствие активных действий, статичные фигуры способствовали созданию атмосферы, полной медитативного настроя.
На выставке представлено порядка 35 работ художника, на которых изображены женщины в виде ангелов, богинь и цариц. Примером могут послужить такие картины как: Дилором, Невеста, Зарингиз, Ангел, Наврузой и т.д.