Пресс-релиз выставки академика АХУ Жоллыбая Изентаева «Под сводом шанырака»
30.05.2018
1122
21 мая – 21 июня 2015г.
Как известно, каракалпаки – один из древних тюркоязычных народов Центральной Азии. Его история тесным образом переплетена со сложной этнической, политической историей этого региона. Специфика географических, историко-политических, социально-экономических условий способствовала формированию уникальной художественной культуры каракалпакского народа. Достаточно устойчивый на протяжении веков уклад жизни определил, как в целом, менталитет, так и своеобразие художественного миропорядка, систему традиционных образов и мотивов.
Одним из ярких представителей современного изобразительного искусства Каракалпакстана, как и в целом, Узбекистана, являлся безвременно ушедший из жизни, академик Академии Художеств Узбекистана Жоллыбай Изентаев. В формировании этого художника большую роль сыграл симбиоз традиционной культуры каракалпакского народа и авангардных художественных направлений западноевропейского искусства ХХ века. Его творчество отличается цельностью, лейтмотивом гармонии человека и природы, удивительной искренностью образного выражения работ, любовью к родному краю, сопричастностью к его экологическим проблемам. Творчество художника нашло выражение в разных жанрах: пейзаже, портрете, сюжетных композициях, натюрморте. Художник много путешествовал, писал этюды, создавал картины. Он умел наслаждаться жизнью и смог отразить ее красоты, свои впечатления, ощущения от увиденного в живописных картинах. Портретные образы художника написаны с любовью к портретируемым. В сюжетных композициях художника ощущается любовь к традиционному быту каракалпаков, обычаям, обрядам, характерным типажам и образам.
К примеру, работы Ж. Изентаева “Весна в Нукусе”, “Весенняя улица”, “Мой двор”, “Свадьба”, “Полдень”, “Праздник”, «Париж. Нотр Дам» и многие другие поражают легкостью, с которой они написаны. Кажется, что они написаны на одном дыхании. Живопись художника экспрессивна, динамична, полна света. В целом, картины художника, как отмечали специалисты, отличаются импрессионистичностью живописных решений, наполненностью светом, свободой живописной фактуры, оптимизмом жизненного восприятия.
Жоллыбай Изентаев оставил после себя наследие, которое еще ждет своего осмысления, изучения. Художник смог занять свое достойное место в изобразительном искусстве Узбекистана ХХ века, создать свой узнаваемый живописный стиль, проложив своеобразный «мостик» между прошлым и будущим, Западом и Востоком, национальным и общечеловеческим.
Камола Акилова
доктор искусствоведения