Пресс-релиз выставки Мурада Карабаева «Эйфория».
30.05.2018
1055
18.12.2014 – 18.01.2015
Знакомясь с загадочными образами Мурада Карабаева и характерной для него живописной репрезентацией замысла, понимаешь, он – художник некоего своего, сугубо личного «контекста». Например, М. Карабаев не увлекся «национальной самобытностью», демонстративно не искал опоры в наследии на пике интереса к этим проблемам в 90-е годы, хотя все же пришел к нему путем прихотливой логики собственных поисков. Существенное своеобразие в становлении М. Карабаева связано с тем, что он получил образование художника кино. Много и вдумчиво, параллельно с живописью европейского модернизма, он изучал литературу, искал точки опоры для своего стиля в приемах кинематографа.
Однако в работах 2011-2012 гг. намечаются решительные изменения в его творчестве. Маленькие и узкие по формату сменяются на монументальные пространства больших холстов. Появляются образы юношей в восточных одеждах, данные крупно в профиль или фронтально во весь рост. Если это и исторические ассоциации, то очень отдаленные, как некий синтез разнообразных традиций. М. Карабаев, сохраняя приоритет изысканной условности белых фонов, в новых работах освобождается от темноватого колорита и тонального «тумана» прошлых лет. Однако интересно, что новый стиль обретался художником в процессе философских и пластических поисков, толчком для которых послужило увлечение книгами Х. Борхеса. Художник открыл для себя метод писателя, который, помещая своих героев в некий континуум, повторял их судьбы в бесчисленных комбинациях. М. Карабаев начал искать возможность раскрыть в живописи постижение себя как Другого. «Только представив себя другим, можно воплотить собственное Я, необходимо проститься с собой, чтобы встретиться с собой подлинным». Эту формулу Х. Борхеса, которая развита в современном кино и театре, можно протянуть и к духовной традиции Востока. Когда молодой юноша спросил Бахауддина Накшбанда, не видел ли он Учителя, поэт ответил, что сам давно его ищет и хочет встретиться.
Изображение в картине – не результат, а начало открытия миру того, что до конца не прояснено, что таит в себе скрытую противоречивость, за которой кроется внутренний конфликт между Я и Другим. М. Карабаева интересует не только соединение факта и вымысла, но и ситуация некой «игры», которая является важной составляющей современного искусства.
Доктор искусствоведения Ахмедова.Н.Р.
(Из статьи к каталогу выставки «Каландар –Зеркало души» в ГМВ.Москва)