Kuch ishonchda

Background
Milliydagi omonatlar
Omonatlaringizni yanada foydaliroq qiling!
Batafsil
Background
Avto to‘lov
Bo‘sh vaqtingizdan zavqlaning!
Batafsil
1344
+998 78 148 00 10 Aloqa markazi:
Ish vaqti soat 9:00 dan 21:00 gacha
NBU ijtimoiy tarmoqlarda:

Банковская система Узбекистана: новый закон – новые возможности

07.01.2013 3250

   Развитие рыночных отношений, базирующихся на свободной конкуренции, невозможно представить без качественного оказания субъектам рынка различных банковских услуг. Ведь состояние банковской системы, обслуживающей инвесторов и производителей, во многом определяет качество развития экономики страны в целом.
  Сегодня в нашей стране осуществляют свою деятельность 29 банков с 826 региональными филиалами и более 2300 мини-банками, свыше 9000 банковских инфраструктур, а также 84 небанковские кредитные организации.
  Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, выдвинутая Президентом Исламом Каримовым, дала мощный импульс и дальнейшему укреплению банковско-финансовой системы Узбекистана. В ней отмечена необходимость дальнейшего ее развития и принятия мер по привлечению в данную сферу частного капитала путем формирования законодательных основ деятельности частных банков и таких финансовых институтов, как лизинговые, страховые компании, микрофинансовые организации, основанные на частной собственности.
  В этой связи 18 декабря 2012 года вступил в силу Закон Республики Узбекистан «О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности». О механизме введения и действия нового закона корреспонденту Национального информационного агентства - УзА рассказал заместитель директора юридического департамента Центрального банка Республики Узбекистан Джахонгир Нурмуратов:
  - Под руководством Президента Ислама Каримова в нашей стране проводятся последовательные реформы, направленные на создание независимой национальной банковско-финансовой системы, – говорит Дж.Нурмуратов. - Благодаря принятым мерам удалось сформировать современную финансовую модель, отвечающую требованиям международных стандартов, которая сегодня последовательно развивается и совершенствуется.
  Об этом говорят и результаты отчета новых исследований Международного валютного фонда (МВФ) в Вашингтоне, согласно которым в нашей стране на 100 тысяч человек приходится 48 обслуживающих отделений коммерческих банков, а индикатор по количеству вкладных договоров на 1000 человек составляет 1026 единиц. По этим показателям Узбекистану присвоена высшая оценка, в связи с чем он занял лидирующие позиции среди стран Центральной Азии по количеству банковских отделений.
  Пристального внимания также заслуживает то, что в 2012 году 27 отечественных коммерческих банков, в том числе 8 частных банков, получили высокие «стабильные» рейтинги от ведущих международных рейтинговых агентств. В результате принятых мер по усилению финансовой стабильности финансовых организаций и расширению их базы по долгосрочным ресурсам ускорились темпы финансирования реального сектора экономики и субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.
  Согласно мнению экспертов, положительные изменения наблюдаются в деятельности коммерческих банков по инвестиционной и кредитной активности. Так, в 2012 году удельный вес кредитов, направленных в реальный сектор экономики вырос на 30,6 процента. Источниками 86,3 процента выделенных кредитов составляют внутренние ресурсы коммерческих банков. При этом необходимо подчеркнуть возрастающую тенденцию по улучшению качества кредитного портфеля коммерческих банков. Подтверждением тому служит увеличение доли долгосрочных, то есть инвестиционных кредитов, выданных на срок свыше 3 лет. Если в 2000 году долгосрочные кредиты в общем объеме кредитного портфеля составляли 35 процентов, то по итогам 2012 года - 75 процентов.
  Важное значение имеют инвестиционные кредиты коммерческих банков, которые были направлены на модернизацию предприятий реального сектора экономики, их техническое и технологическое перевооружение, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса позволило добиться не только высокого экономического роста, но и макроэкономической стабильности и процветания в стране.
  В настоящее время в нашей стране функционируют 9 частных банков, имеющих свыше 20 филиалов и более 90 мини-банков, 80 частных лизинговых компаний, 70 микрокредитных организаций и ломбардов, а также 29 частных страховых компаний. По итогам 9 месяцев 2012 года объемы их кредитования выросли на 36 процентов, а кредитование малого бизнеса и частного предпринимательства - на 34 процента, инвестиционного финансирования - на 37 процентов. Вместе с тем имеется необходимость дальнейшего развития их деятельности, а также создания новых частных банков и иных частных финансовых институтов с привлечением частного капитала в банковско-финансовую сферу.
  В соответствии с распоряжением Президента Ислама Каримова «О мерах по реализации приоритетных направлений «Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» от 14 января 2011 года была поставлена задача по разработке проекта закона «О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности». Теперь вступивший в силу данный документ будет способствовать реализации одной из приоритетных задач в сфере дальнейшего углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики.
  Необходимость принятия нового законодательного акта также заключается в том, что он вобрал в себя понятия, которые выпали из ранее действующего законодательства. Например, отсутствовало определение единого понятия частных банковских и других финансовых институтов.
  Кроме того, появилась необходимость в определении четкого перечня гарантий, предоставляемых государством частным банковским и другим финансовым институтам при осуществлении ими своей деятельности. В данном законе гарантии деятельности субъектов частных банковских и финансовых институтов направлены исключительно на их защиту.
  Также в пункте 10 Указа главы нашего государства «О мерах по дальнейшей либерализации и реформированию банковской системы» от 21 марта 2000 года отмечено, что руководителям министерств и ведомств, местных органов власти и управления запрещается вмешиваться в деятельность коммерческих банков и их филиалов, включая назначение руководящих работников филиалов, требование различного рода выплат и взносов за счет средств банка. Контролирующим и правоохранительным органам нельзя вмешиваться в деятельность банков по управлению предпринимательскими рисками, связанными с формированием кредитного портфеля и активов банков. Данные ограничения внесены в новый закон как гарантии невмешательства в деятельность частных банковских и финансовых институтов.
  Важно подчеркнуть, что в Законе Республики Узбекистан «О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности» уточняется порядок проведения проверок этих субъектов. Конкретизируется, что проверка финансово-хозяйственной деятельности частных банковских и финансовых институтов может осуществляться в плановом порядке не чаще одного раза в пять лет по решению специального уполномоченного органа в соответствии с законодательством.
  Согласно статье 1 целью настоящего закона является регулирование отношений в области деятельности частных банковских и иных частных финансовых институтов и гарантий их деятельности. Основными задачами являются обеспечение защиты прав и законных интересов частных банковских и финансовых институтов, создание условий для привлечения в банковско-финансовую сферу частного капитала, расширение конкуренции и повышение качества обслуживания клиентов на рынке банковских и других финансовых услуг.
  В статье 3 дается определение частным банковским и финансовым институтам. Так, под ними подразумеваются банки и другие кредитные организации, страховые организации, а также иные юридические лица, предоставляющие исключительно финансовые услуги, в уставном фонде (уставном капитале) которых доля физических лиц - учредителей (участников) должна составлять не менее 50 процентов. В ней же говорится, что частные банковские и финансовые институты являются субъектами предпринимательства. Их учредителями (участниками) не могут быть юридические лица, в уставном фонде (капитале) которых имеется доля государства, государственных органов, а также политических партий, профессиональных союзов, общественных фондов и религиозных организаций.
  Во второй главе определены права и обязанности частных банковских и финансовых институтов. В частности, они вправе самостоятельно осуществлять свою деятельность и оказывать банковские и финансовые услуги, выбирать стратегию развития и программы участия на рынке банковских и финансовых услуг. Также они могут получать доход (прибыль) от своей деятельности в неограниченном размере и распоряжаться им по своему усмотрению согласно учредительным документам и осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность.
  Статья 10 данного закона гласит, что государство гарантирует частным банковским и финансовым институтам равные права и возможности для доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным и другим ресурсам. Государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и правовую защиту частных банковских и финансовых институтов.
  Невмешательство в деятельность частных банковских и финансовых институтов закреплено в статье 13. Так, государственные органы, другие организации и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность частных банковских и финансовых институтов, осуществляемую в соответствии с законодательством. Если государственные органы, другие организации и их должностные лица обнаружат нарушения законодательства в их деятельности, то могут принимать те меры, на которые они уполномочены и напрямую связаны с устранением конкретного нарушения.
  Глава четвертая настоящего закона защищает интересы частных банковских и финансовых институтов. В соответствии с ней осуществляется защита охраняемой законом тайны, деловой репутации, интеллектуальной деятельности, ограничиваются проверки и требования к лицам, осуществляющим их.
  Например, в статье 17 говорится, что частные банковские и финансовые институты вправе требовать в судебном порядке опровержения порочащих их деловую репутацию сведений, если лицо, распространившее их, не докажет, что они соответствуют действительности. Так, сведения, порочащие деловую репутацию частных банковских и финансовых институтов и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же СМИ. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.
  В статье 18 отмечается, что информация частных банковских и финансовых институтов, составляющая коммерческую тайну, неизвестная третьим лицам (нераскрытая информация), защищается в случае, когда такая информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
  Одним словом, данный закон будет способствовать созданию равных условий для частных банковских и финансовых институтов и усилит систему государственных гарантий, касающихся их деятельности. Эти меры расширят конкуренцию и повысят качество обслуживания клиентов на рынке банковских и других финансовых услуг, создадут условия для развития современной рыночной инфраструктуры, отвечающей самым высоким международным стандартам.
 

УзА,  04.01.2013

1
1



Shuningdek o'qing

Barcha yangiliklar

“O‘zmilliybank” AJ eng yaxshi takliflarni tanlashini ma’lum qiladi

“O‘zmilliybank” AJ eng yaxshi takliflarni tanlashini ma’lum qiladi

"Jamoat nazorati" telegram kanalida joylashtirilgan post yuzasidan Rasmiy munosabat

Talabalar uchun “Ochiq eshiklar kuni” tashkil etildi

So'nggi yangiliklardan xabardor bo'ling

Haftasiga bir marta xabar yuboramiz va hech qanday spamlarsiz

Oxirgi yangilanish sanasi: 11.10.2024 10:04:23

O'zbekiston Respublikasi Markaziy bankining 25.12.2021 yildagi 22-sonli litsenziyasi.
© 2024 NBU. Barcha huquqlar himoyalangan.

Яндекс.Метрика

Turli tillarda taqdim etilgan ma'lumotlarda nomuvofiqlik aniqlangan taqdirda, davlat tilidagi variantga amal qilish kerak. Saytdagi ma’lumotlardan foydalanilganda www.nbu.uz veb-saytiga havola qilish majburiy

Texnik yordam NBU

Tarmoq

Xabar yuborildi!

Iltimos, elektron pochta manzilingizga javobni kuting

Mavzular ro'yxatiga qaytish


Правила выдачи кредитов частным лицам
Определение кредитоспособности заемщика
1.1. При выдаче кредита частному лицу банк проводит анализ кредитоспособности заемщика.
1.2. Кредитоспособность заемщика определяется на основании его финансовой и кредитной истории, а также текущей финансовой ситуации.
1.3. Для определения кредитоспособности могут быть использованы следующие критерии
Условия выдачи кредита
При выдаче кредита частному лицу банк устанавливает следующие условия:

  • сумма кредита;
  • процентная ставка;
  • срок погашения кредита;
  • график платежей

Javob qanchalik foydali bo'ldi?

NBU qo‘llab-quvvatlash xizmati

Men sizning virtual yordamchingizman.
Yuklanmoqda...

NBU qo‘llab-quvvatlash xizmati

Выберите интересующую тему

O‘zmilliybankning yordam stoli

Qiziqarli mavzuni tanlang

Kartani blokdan chiqarish uchun karta ochilgan filialga shaxsingizni tasdiqlovchi hujjat bilan murojaat etishingiz lozim.
Uzcard kartasi sms xabarnomasi bankomat orqali yoqish mumkun. Humo kartasining sms xabarnomasi karta ochilgan filial orqali yoqiladi.
Milliy va xorijiy valyutadagi barcha kartalarga Milliy ilova yordamida masofadan turib buyurtma berishingiz mumkin.
  • Agar Siz kartangizning PIN-kodini unutgan bo’lsangiz karta ochilgan bank filialiga shaxsingizni tasdiqlovchi hujjat bilan murojaat qilishingiz lozim.
  • Kartangiz (UzCard/HUMO) yo’qolganda bankning “Milliy” ilovasi orqali o’zingiz bloklashingiz yoki bankning (78) 148- 00 10 raqamiga qo’ng’iroq qilib operatorlardan kartani bloklashini so’rashingiz mumkin.
Identifikatsiya qilish jarayoni masofadan turib, bevosita Milliy ilovasining o‘zida amalga oshiriladi. Buning uchun ilovaning asosiy ekranida yuqori chap burchakdagi photo_2023-04-28_11-16-22.jpg belgini bosing va menyudan "Identifikatsiya" opsiyasini tanlang va uning barcha bosqichlaridan o'ting.
  • Milliy ilovada ro’yhatdan o’tgan raqamni o’zgartirish uchun o’zingizga qulay bo’lgan O’zmilliybank filialiga shaxsingizni tasdiqlovchi hujjat bilan murojaat qilishingiz mumkin.
  • Elektron hamyon- pul mablag’larni saqlash, shuningdek, hisobiga yoki bank kartasiga ilova orqali pul o’tkazish imkonini beruvchi tizim.
  • Parolni tiklash orqali “maxfiy savolga javob”ni kiritasiz.
Milliy bankda hozirda “Western Union”, “MoneyGram”, “Золотая Корона”, “Asia Express”, “Contact”, “Юнистрим”, “Swift” hamda “Сбер Банк” xalqaro pul o’tkazmalari mavjud.
Milliy mobil ilovasi foydalanuvchilari Rossiyadan pul o‘tkazmalarni "Sberbank onlayn" servisi yordamida milliy valyutadagi elektron hamyonga, Milliy bankning UzCard yoki HUMO kartasiga olishi mumkin.

O‘tkazma rublda amalga oshiriladi- elektron hamyonga yoki kartaga kelib tushishida u avtomatik tarzda so‘mga konvertatsiya qilinadi. Qo’shimcha komissiyalar undirilmaydi.
  • Visa Direct - “Milliy” mobil ilovasi orqali dunyoning 50 dan ortiq mamlakatlariga, shu jumladan O'zbekiston banklarining Visa kartalariga mablag' yuborish xizmati hisoblanadi.
  • shaxsingizni tasdiqlovchi hujjat
  • o’tkazma nazorat raqami
  • jo’natuvchining ism Sharifi
  • jo’natuvchining mamlakati
  • kutilayotgan pul miqdori
  • NBFAUZ2X
O'zmilliybank omonatlarini “Milliy” ilova orqali masofadan ochish, to’ldirish va mustaqil monitoring qilish imkoniyatlarii mavjud.
  • Omonatingizni tasarruf etish huquqini uchinchi shaxsga berish uchun Notarial idora orqali tasdiqlangan ishonchnoma bo’lishi lozim.
  • Yo’q. Onlayn omonat ilova orqali yopiladi.
  • Kapitalizatsiya bu hisoblangan foizlarni omonatning asosiy summasiga qo’shish.
  • Ularda pul mablag’lari uchun qat’iy belgilangan muddat mavjud emas va omonatchi istalgan vaqtda o’z mablag’larini olishi mumkin.
- Ta’sischi, direktor, bosh buxgalter pasporti;
- Direktorni tayinlash to‘g‘risida buyruq;
- Guvohnoma (Sertifikat);
- Ta’sischilarning qarori;
- Litsenziyalar;
- Garov kadastri/texnik pasporti;
- Garovnning fotosuratlari; 
- Yetkazib beruvchi bilan shartnoma;
- Ijara kelishuvi/biznes yuritilayotgan
faoliyat manziliga mulkchilik huquqlari to‘g‘risida guvohnoma nusxasi;

Mazkur ro‘yxat kreditlash masalasini ko‘rib chiqish uchun yakuniy hisoblanmaydi, va Bank xodimlari ko‘rib chiqilayotgan loyihaga taalluqli boshqa ma’lumotlarni va hujjatlarni so‘rab olishi mumkin.
Arizani ko'rib chiqish muddati taqdim etilgan hujjatlarning to‘laligiga bog‘liq holda 1 kundan 3 kungacha egallaydi.
Kredit uchun ta’minotlarning har xil turlari, jumladan, ko‘chmas mulk, avtotransport garovi, hamda jismoniy yoki yuridik shaxslarning kafolatlari qabul qilinadi.
Jarima sanksiyalarisiz kreditni muddatidan oldin so'ndirish imkoni mavjud.
Ariza berish paytida korxonani ro'yxatdan o'tkazish muddati 6 oydan ortiq bo'lishi kerak.
Kredit bo‘yicha asosiy foizdan tashqari, garovni sug‘urtalash va uni rasmiylashtirishga xarajatlar yuzaga kelishi mumkin.  Biroq, yashirin xarajatlar ko‘zda tutilmagan
- Kompaniyaning ta'sis hujjatlari (ustav, ro'yxatdan o'tish to'g'risidagi guvohnoma).
- Kompaniya vakillarining vakolatlarini tasdiqlovchi hujjatlar.
- Sotib olinayotgan avtomobil uchun shartnoma.
- Garov mulkiga egalik huquqini tasdiqlovchi hujjatlar (agar garov talab etilsa).
- Professional maslahat va qo'llab-quvvatlash: Mutaxassislar rasmiylashtirishning barcha bosqichlarida professional maslahat va yordam ko'rsatishga tayyor va mijozlarga taklif etilayotgan kredit mahsulotlaridan maksimal darajada foydalanishga yordam beradi.
- Kreditning maqbul muddati va miqdorini tanlash imkoniyati.
- Rasmiylashtirishning soddaligi: Hujjatlarga minimal talablar va arizalarni ko'rib chiqishning tezkor jarayoni.
- Biznesni qo'llab-quvvatlash: Avtoparkni yangilashga yordam beradigan moliyalashtirish
Milliy bank arizalarni ko'rib chiqishning tez va samarali jarayonini ta'minlashga intiladi. Yuridik shaxslar uchun avtokredit olishga arizani ko'rib chiqishning o'rtacha muddati 3 dan 5 ish kunigacha.
Garov sotib olinayotgan yangi avtomobil bo'lishi mumkin.
Rasmiy dilerlardan yangi avtomobillarni sotib olish imkoniyati.
Kredit uchun ta’minotlarning har xil turlari, jumladan, ko‘chmas mulk, avtotransport garovi, hamda jismoniy yoki yuridik shaxslarning kafolatlari qabul qilinadi.
- Ta’sischi, direktor, bosh buxgalter pasporti;
- Direktorni tayinlash to‘g‘risida buyruq;
- Guvohnoma (Sertifikat);
- Ta’sischilarning qarori;
- Litsenziyalar;
- Garov kadastri/texnik pasporti;
- Garovnning fotosuratlari; 
- Yetkazib beruvchi bilan shartnoma;
- Ijara kelishuvi/biznes yuritilayotgan
faoliyat manziliga mulkchilik huquqlari to‘g‘risida guvohnoma nusxasi;

Mazkur ro‘yxat kreditlash masalasini ko‘rib chiqish uchun yakuniy hisoblanmaydi, va Bank xodimlari ko‘rib chiqilayotgan loyihaga taalluqli boshqa ma’lumotlarni va hujjatlarni so‘rab olishi mumkin.
Jarima sanksiyalarisiz kreditni muddatidan oldin so'ndirish imkoni mavjud.
Korxonani ro‘yxatdan o‘tkazilgan muddati 1 yildan ortiq bo‘lishi kerak.
Kredit bo‘yicha asosiy foizdan tashqari, garovni sug‘urtalash va uni rasmiylashtirishga xarajatlar yuzaga kelishi mumkin.  Biroq, yashirin xarajatlar ko‘zda tutilmagan
Arizani ko'rib chiqish muddati taqdim etilgan hujjatlarning to‘laligiga bog‘liq holda 1 kundan 3 kungacha egallaydi.

Sizning xabaringiz muvaffaqiyatli yuborildi

Mutaxassisimiz sizga ish kuni davomida javob beradi. COVID-19 pandemiyasi davrida so’rovlarning ko’pligi sababli murojaatlarga javob berilishida kechikish holatlari vujudga kelishi mumkin.

Xizmat sifatini yaxshilashda ishtirok eting
Iltimos, 3 ta savolga javob bering
So'rovnomaga o'tish