Kuch ishonchda

Background
Visa Direct
Maxsus sa’y-harakatlarsiz darhol o‘tkazmalar!
Batafsil
Background
Ta'lim krediti
Kunduzgi, kechki, sirtqi ta'lim shakllari uchun kredit
Batafsil
1344
+998 78 148 00 10 Aloqa markazi:
Ish vaqti soat 9:00 dan 21:00 gacha
NBU ijtimoiy tarmoqlarda:

Fitch подтвердило рейтинги Национального банка Республики Узбекистан «BB-», прогноз «Стабильный»

21.05.2021 1484

Wed 19 May, 2021 - 10:18 ET

Fitch Ratings - Moscow - 19 May 2021: (перевод с английского языка)

Fitch Ratings-Москва-17 мая 2021 г. Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан (далее – «НБУ») на уровне «ВВ-» со «Стабильным» прогнозом и рейтинг устойчивости «b».


КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

РДЭ, РЕЙТИНГ ПОДДЕРЖКИ, УРОВЕНЬ ПОДДЕРЖКИ ДОЛГОСРОЧНОГО РДЭ И РЕЙТИНГИ ДОЛГА

Подтверждение РДЭ НБУ отражает мнение Fitch об умеренной вероятности поддержки со стороны правительства Узбекистана в случае необходимости, на что указывают рейтинг поддержки банка «3» и уровень поддержки долгосрочного РДЭ «BB-». Такое мнение учитывает мажоритарную государственную собственность, существенную системную значимость, важную роль банка в проводимой государством экономической и социальной политике, низкую стоимость потенциальной поддержки относительно международных резервов государства, а также историю поддержки капиталом и ликвидностью.

НБУ не был включен в перечень госбанков, которые правительство намерено приватизировать к концу 2025 г. в соответствии со среднесрочной стратегией по развитию банковской системы, опубликованной в 2020 г. Fitch полагает, что НБУ сохранит свою важную роль в рамках проводимой политики и при этом будет расширять базу розничных и корпоративных клиентов.

Способность властей предоставлять поддержку подкрепляется умеренным размером банковского сектора относительно общего размера экономики (суммарные активы составляли 63% от ВВП на конец 2020 г.) и крупными международными резервами (35 млрд. долл. на конец 2020 г.). Вместе с тем при оценке способности предоставлять поддержку также учитываются высокий уровень концентрации в банковском секторе (на банки в госсобственности приходилось 85% от активов сектора на конец 1 кв. 2021 г.), высокая долларизация кредитов (50% на конец 1 кв. 2021 г.), высокая доля внешнего фондирования в банковском секторе и уязвимость к внешним шокам в условиях волатильной операционной среды, поскольку государственные финансы зависят от экспорта сырьевых товаров и денежных переводов граждан Узбекистана, работающих за рубежом.

«Стабильный» прогноз по рейтингам НБУ отражает прогноз по суверенному рейтингу.

Рейтинг приоритетного необеспеченного долга НБУ находится на одном уровне с его долгосрочными РДЭ.

РЕЙТИНГ УСТОЙЧИВОСТИ

Подтверждение рейтинга устойчивости НБУ «b» отражает сильную клиентскую базу, адекватное качество активов и хорошую капитализацию, поддерживаемую за счет взносов капитала от государства. Рейтинг также учитывает высокую долларизацию баланса, быстрый рост в последние годы, что обусловило в значительной мере «незрелый» кредитный портфель, высокую зависимость в плане фондирования от иностранных банков и международных финансовых организаций и невысокую прибыльность от основной деятельности.

Кредиты, относящиеся к трем нижним регулятивным категориям (аппроксимация обесцененных кредитов), составляли умеренные 3,2% на конец 2020 г. и на 68% покрывались резервами. Банк предоставил кредитные каникулы примерно по 7% валовых кредитов в 2020 г. Быстрый рост кредитного портфеля в последние годы (5-кратный рост в 2017-2020 гг.) был обусловлен долгосрочным директивным кредитованием (50%-60% от суммарных кредитов на конец 2020 г.), часто с льготными периодами. Это обусловило «незрелый» характер кредитного портфеля и качество активов, в существенной мере не проверенное временем, у НБУ. Основная часть кредитов в рамках госпрограмм развития была предоставлена государственным и связанным с государством компаниям, что обусловило высокий риск на связанные стороны (58% от валовых кредитов на конец 1 пол. 2020 г.). Риски по качеству активов сглаживаются наличием гарантий от государства по ряду крупнейших кредитов банка (около 42% от суммарных валовых кредитов на конец 2020 г.).

Прибыльность является умеренной при отношении операционной прибыли к активам, взвешенным по риску, в 2% в 2020 г. (согласно данным отчетности по национальным стандартам). Чистая процентная маржа находится под давлением ввиду низкомаржинального кредитования на развитие у НБУ, но улучшилась до 4% в 2020 г. ввиду расширения коммерческого кредитования. Расходы на резервы по кредитам составили 47% от прибыли до резервирования в 2020 г., поэтому доходность на капитал была на умеренном уровне в 7%.

Отношение рассчитываемого Fitch основного капитала по методологии агентства к регулятивным активам, взвешенным по риску, было на хорошем уровне в 18% на конец 2020 г., понизившись по сравнению с 20% на конец 2019 г., поскольку рост кредитования превышал генерирование капитала за счет прибыли. Регулятивные показатели достаточности капитала у банка также были высокими при показателе капитала 1 уровня в 22% и показателе достаточности общего капитала в 26% на конец 2020 г., что обеспечивает комфортный запас прочности относительно минимальных регулятивных требований (соответственно 10% и 13%).

По мнению Fitch, профиль фондирования у НБУ является структурно слабым ввиду высокой зависимости от заимствований, привлеченных от международных банковских групп и международных финансовых организаций, что отражено в отношении кредитов к депозитам в 3,5x на конец 1 кв. 2021 г. На внешнее фондирование приходилось 56% от заемного финансирования у НБУ на конец 1 кв. 2021 г., а государственное фондирование составляло еще 20%. График погашения заимствований банка в основном соответствует выплатам по долгосрочным кредитам (сроки погашения по 66% от суммарных внешних заимствований НБУ наступают более чем через два года от конца 1 кв. 2021 г.). В то же время краткосрочные валютные заимствования тем не менее были существенными: на конец 1 кв. 2021 г. сроки погашения по приблизительно 4,1 трлн. сумов (около 400 млн. долл.) наступали в течение 12 месяцев, что было равно 50% от ликвидных активов на ту же дату.


ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

Факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к позитивному рейтинговому действию/повышению рейтингов:

Обусловленные поддержкой рейтинги могут быть повышены в случае повышения суверенных рейтингов Узбекистана.

Повышение рейтинга устойчивости возможно в случае улучшения операционной среды в Узбекистане, продолжительных стабильных показателей качества активов, улучшения прибыльности, снижения долларизации баланса и улучшения структуры фондирования.

Факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к негативному рейтинговому действию/понижению рейтингов:

Обусловленные поддержкой рейтинги могут быть понижены в случае понижения суверенных рейтингов Узбекистана или изменения мнения агентства о способности или готовности властей Узбекистана предоставлять поддержку банку.

Рейтинг устойчивости банка может быть понижен в результате резкого ухудшения качества активов банка, которое обусловило бы убыточные показатели и, таким образом, сократило бы запас капитала у банка до менее 100 б.п. сверх минимальных регулятивных уровней. В то же время Fitch на сегодняшний день считает такой сценарий маловероятным. Ухудшение запаса ликвидности у НБУ, в частности в иностранной валюте, в результате генерирования недостаточных денежных потоков кредитным портфелем банка может быть негативным для кредитоспособности, если это не будет компенсировано взносами ликвидности от государства.


БЛАГОПРИЯТНЫЙ/НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ РЕЙТИНГОВЫЙ СЦЕНАРИЙ

Кредитные рейтинги по международной шкале для эмитентов в секторе финансовых организаций имеют благоприятный рейтинговый сценарий (определяемый как 99-й процентиль изменений рейтингов в положительном направлении), предполагающий повышение рейтингов на три ступени в течение трехлетнего рейтингового горизонта, и неблагоприятный рейтинговый сценарий (определяемый как 99-й процентиль изменений рейтингов в отрицательном направлении), предполагающий понижение рейтингов на четыре ступени в течение трех лет. Полный диапазон кредитных рейтингов для благоприятного и неблагоприятного сценариев для всех рейтинговых категорий находится в пределах от «AAA» до «D». Кредитные рейтинги в рамках благоприятного и неблагоприятного сценариев основаны на исторических показателях. Более подробная информация о методологии, используемой при определении кредитных рейтингов для благоприятного и неблагоприятного сценариев по конкретному сектору, доступна по ссылке: https://www.fitchratings.com/site/re/10111579


ПУБЛИЧНЫЕ РЕЙТИНГИ С ПРИВЯЗКОЙ К ДРУГИМ РЕЙТИНГАМ

РДЭ, рейтинг поддержки и уровень поддержки долгосрочного РДЭ НБУ напрямую увязаны с суверенным рейтингом Узбекистана.


ССЫЛКИ НА СУЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЙ ИСТОЧНИК, УКАЗАННЫЙ КАК КЛЮЧЕВОЙ РЕЙТИНГОВЫЙ ФАКТОР

Основные источники информации, использованные в анализе, приведены в разделе «Применимые методологии».


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

НБУ имеет скоринговый балл релевантности экологических, социальных и управленческих факторов (ESG) «4» по параметру «Структура управления», поскольку государство принимает значительное участие в управлении банком на уровне совета директоров и применительно к его деятельности и разработке стратегии.

Если не указано иначе в данном разделе, самый высокий уровень релевантности экологических, социальных и управленческих факторов (ESG) соответствует скоринговому баллу «3». Это означает, что эти факторы являются нейтральными для кредитоспособности эмитента или оказывают лишь минимальное влияние на его кредитоспособность либо ввиду характера этих факторов, либо ввиду того, как эмитент управляет этими факторами. Более подробная информация о скоринговых баллах релевантности ESG представлена на сайте www.fitchratings.com/esg

1
0



Shuningdek o'qing

Barcha yangiliklar

“O‘zmilliybank” AJ Е-auksion savdolariga taklif etadi

Hurmatli "O‘zmilliybank" AJ mijozlari

"O`zmilliybank" AJdan qulay ipoteka shartlari

“O‘zmilliybank” AJ : “O‘zbеkiston – 2030” stratеgiyasi – taraqqiyotimiz kafolati

So'nggi yangiliklardan xabardor bo'ling

Haftasiga bir marta xabar yuboramiz va hech qanday spamlarsiz

Oxirgi yangilanish sanasi: 27.07.2024 08:43:27

O'zbekiston Respublikasi Markaziy bankining 25.12.2021 yildagi 22-sonli litsenziyasi.
© 2024 NBU. Barcha huquqlar himoyalangan.

Яндекс.Метрика

Turli tillarda taqdim etilgan ma'lumotlarda nomuvofiqlik aniqlangan taqdirda, davlat tilidagi variantga amal qilish kerak. Saytdagi ma’lumotlardan foydalanilganda www.nbu.uz veb-saytiga havola qilish majburiy

Texnik yordam NBU

Tarmoq

Xabar yuborildi!

Iltimos, elektron pochta manzilingizga javobni kuting

Mavzular ro'yxatiga qaytish


Правила выдачи кредитов частным лицам
Определение кредитоспособности заемщика
1.1. При выдаче кредита частному лицу банк проводит анализ кредитоспособности заемщика.
1.2. Кредитоспособность заемщика определяется на основании его финансовой и кредитной истории, а также текущей финансовой ситуации.
1.3. Для определения кредитоспособности могут быть использованы следующие критерии
Условия выдачи кредита
При выдаче кредита частному лицу банк устанавливает следующие условия:

  • сумма кредита;
  • процентная ставка;
  • срок погашения кредита;
  • график платежей

Javob qanchalik foydali bo'ldi?

NBU qo‘llab-quvvatlash xizmati

Men sizning virtual yordamchingizman.
Yuklanmoqda...

NBU qo‘llab-quvvatlash xizmati

Выберите интересующую тему

O‘zmilliybankning yordam stoli

Qiziqarli mavzuni tanlang

Kartani blokdan chiqarish uchun karta ochilgan filialga shaxsingizni tasdiqlovchi hujjat bilan murojaat etishingiz lozim.
Uzcard kartasi sms xabarnomasi bankomat orqali yoqish mumkun. Humo kartasining sms xabarnomasi karta ochilgan filial orqali yoqiladi.
Milliy va xorijiy valyutadagi barcha kartalarga Milliy ilova yordamida masofadan turib buyurtma berishingiz mumkin.
  • Agar Siz kartangizning PIN-kodini unutgan bo’lsangiz karta ochilgan bank filialiga shaxsingizni tasdiqlovchi hujjat bilan murojaat qilishingiz lozim.
  • Kartangiz (UzCard/HUMO) yo’qolganda bankning “Milliy” ilovasi orqali o’zingiz bloklashingiz yoki bankning (78) 148- 00 10 raqamiga qo’ng’iroq qilib operatorlardan kartani bloklashini so’rashingiz mumkin.
Identifikatsiya qilish jarayoni masofadan turib, bevosita Milliy ilovasining o‘zida amalga oshiriladi. Buning uchun ilovaning asosiy ekranida yuqori chap burchakdagi photo_2023-04-28_11-16-22.jpg belgini bosing va menyudan "Identifikatsiya" opsiyasini tanlang va uning barcha bosqichlaridan o'ting.
  • Milliy ilovada ro’yhatdan o’tgan raqamni o’zgartirish uchun o’zingizga qulay bo’lgan O’zmilliybank filialiga shaxsingizni tasdiqlovchi hujjat bilan murojaat qilishingiz mumkin.
  • Elektron hamyon- pul mablag’larni saqlash, shuningdek, hisobiga yoki bank kartasiga ilova orqali pul o’tkazish imkonini beruvchi tizim.
  • Parolni tiklash orqali “maxfiy savolga javob”ni kiritasiz.
Milliy bankda hozirda “Western Union”, “MoneyGram”, “Золотая Корона”, “Asia Express”, “Contact”, “Юнистрим”, “Swift” hamda “Сбер Банк” xalqaro pul o’tkazmalari mavjud.
Milliy mobil ilovasi foydalanuvchilari Rossiyadan pul o‘tkazmalarni "Sberbank onlayn" servisi yordamida milliy valyutadagi elektron hamyonga, Milliy bankning UzCard yoki HUMO kartasiga olishi mumkin.

O‘tkazma rublda amalga oshiriladi- elektron hamyonga yoki kartaga kelib tushishida u avtomatik tarzda so‘mga konvertatsiya qilinadi. Qo’shimcha komissiyalar undirilmaydi.
  • Visa Direct - “Milliy” mobil ilovasi orqali dunyoning 50 dan ortiq mamlakatlariga, shu jumladan O'zbekiston banklarining Visa kartalariga mablag' yuborish xizmati hisoblanadi.
  • shaxsingizni tasdiqlovchi hujjat
  • o’tkazma nazorat raqami
  • jo’natuvchining ism Sharifi
  • jo’natuvchining mamlakati
  • kutilayotgan pul miqdori
  • NBFAUZ2X
O'zmilliybank omonatlarini “Milliy” ilova orqali masofadan ochish, to’ldirish va mustaqil monitoring qilish imkoniyatlarii mavjud.
  • Omonatingizni tasarruf etish huquqini uchinchi shaxsga berish uchun Notarial idora orqali tasdiqlangan ishonchnoma bo’lishi lozim.
  • Yo’q. Onlayn omonat ilova orqali yopiladi.
  • Kapitalizatsiya bu hisoblangan foizlarni omonatning asosiy summasiga qo’shish.
  • Ularda pul mablag’lari uchun qat’iy belgilangan muddat mavjud emas va omonatchi istalgan vaqtda o’z mablag’larini olishi mumkin.
- Ta’sischi, direktor, bosh buxgalter pasporti;
- Direktorni tayinlash to‘g‘risida buyruq;
- Guvohnoma (Sertifikat);
- Ta’sischilarning qarori;
- Litsenziyalar;
- Garov kadastri/texnik pasporti;
- Garovnning fotosuratlari; 
- Yetkazib beruvchi bilan shartnoma;
- Ijara kelishuvi/biznes yuritilayotgan
faoliyat manziliga mulkchilik huquqlari to‘g‘risida guvohnoma nusxasi;

Mazkur ro‘yxat kreditlash masalasini ko‘rib chiqish uchun yakuniy hisoblanmaydi, va Bank xodimlari ko‘rib chiqilayotgan loyihaga taalluqli boshqa ma’lumotlarni va hujjatlarni so‘rab olishi mumkin.
Arizani ko'rib chiqish muddati taqdim etilgan hujjatlarning to‘laligiga bog‘liq holda 1 kundan 3 kungacha egallaydi.
Kredit uchun ta’minotlarning har xil turlari, jumladan, ko‘chmas mulk, avtotransport garovi, hamda jismoniy yoki yuridik shaxslarning kafolatlari qabul qilinadi.
Jarima sanksiyalarisiz kreditni muddatidan oldin so'ndirish imkoni mavjud.
Korxonani ro‘yxatdan o‘tkazilgan muddati 1 yildan ortiq bo‘lishi kerak.
Kredit bo‘yicha asosiy foizdan tashqari, garovni sug‘urtalash va uni rasmiylashtirishga xarajatlar yuzaga kelishi mumkin.  Biroq, yashirin xarajatlar ko‘zda tutilmagan
- Kompaniyaning ta'sis hujjatlari (ustav, ro'yxatdan o'tish to'g'risidagi guvohnoma).
- Kompaniya vakillarining vakolatlarini tasdiqlovchi hujjatlar.
- Sotib olinayotgan avtomobil uchun shartnoma.
- Garov mulkiga egalik huquqini tasdiqlovchi hujjatlar (agar garov talab etilsa).
- Professional maslahat va qo'llab-quvvatlash: Mutaxassislar rasmiylashtirishning barcha bosqichlarida professional maslahat va yordam ko'rsatishga tayyor va mijozlarga taklif etilayotgan kredit mahsulotlaridan maksimal darajada foydalanishga yordam beradi.
- Kreditning maqbul muddati va miqdorini tanlash imkoniyati.
- Rasmiylashtirishning soddaligi: Hujjatlarga minimal talablar va arizalarni ko'rib chiqishning tezkor jarayoni.
- Biznesni qo'llab-quvvatlash: Avtoparkni yangilashga yordam beradigan moliyalashtirish
Milliy bank arizalarni ko'rib chiqishning tez va samarali jarayonini ta'minlashga intiladi. Yuridik shaxslar uchun avtokredit olishga arizani ko'rib chiqishning o'rtacha muddati 3 dan 5 ish kunigacha.
Garov sotib olinayotgan yangi avtomobil bo'lishi mumkin.
Rasmiy dilerlardan yangi avtomobillarni sotib olish imkoniyati.

Sizning xabaringiz muvaffaqiyatli yuborildi

Mutaxassisimiz sizga ish kuni davomida javob beradi. COVID-19 pandemiyasi davrida so’rovlarning ko’pligi sababli murojaatlarga javob berilishida kechikish holatlari vujudga kelishi mumkin.

Xizmat sifatini yaxshilashda ishtirok eting
Iltimos, 3 ta savolga javob bering
So'rovnomaga o'tish