Гюнтер Юккер «Страдающий человек - 14 способов утешения» Выставка немецкого Института по зарубежным связям (ifa)
11.12.2015
2837
В среду, 11ого Ноября, 2009
6 ноября – 18 декабря 2009 года
Выставка
Выставка «Страдающий человек» состоит из 11 объектов или инструментов, а также трех картин, сопроводительного фильма и 60 слов.
Слова, которые обрамляют его выставку, взяты, в основном, из Ветхого Завета. Эти слова поэтически выражают экспрессивный протест его картин.
Кроме названия «Страдающий человек», у выставки есть продолжение названия: «14 способов утешения». Это подназвание подчеркивает, что произведения Гюнтера Юккера не агрессивны.
Из простых материалов, как песок, дерево, веревка или пепел возникли своеобразные произведения искусства, которые являются предупреждением против насилия и дискриминации.
Слова, служащие для поддержки его искуcства, используются и в других его произведениях. Они были написаны «Как выплаканные» и использованы как подстилка для скульптур. Например, в произведении «Инструмент (в словах)» экспонат сравним с земледельческим орудием, который остался стоять в поле с наступлением зимы, когда «земля наконец-то находит покой от мучительной ее эксплуатации, ее ранения плугом и бороной».
***
В период с осени 1992 по весну 1993 Гюнтер Юккер создал свою всемирно известную выставку «Страдающий человек – 14 способов утешения».
Первоначально он хотел передать этой выставкой автопортрет своих работ. Однако на его искусство всегда оказывают влияние события, происходящие в окружающем его мире, поэтому его произведения не только представляют искусство в чистом виде, но и содержат эмоционально выраженное мнение самого художника.
Выставка «Страдающий человек» возникает в период объединения Германии. Падение Берлинской стены лично затронуло самого выросшего в ГДР Гюнтера Юккера. Тем не менее, в этой выставке он не поддался влиянию политических событий, а выразил свою реакцию на расистские выпады, которые на протяжении последующих лет были причиной для потрясений в Германии.
Таким образом, выставка вылилась как реакция на применение насилия против иностранцев в Германии, а также как заявление против вражды к иноземцам и диффамации инакомыслящих. Гюнтер Юккер никогда не выступает в роли судьи и обвинителя. Он не судит поведение человека, он просто его изображает и побуждает зрителя к размышлению. Он забивает гвозди и делает дырки в дереве, использует насилие против материалов, фабрикует страдание, но одновременно он перевязывает раны и пытается их залечить. Он демонстрирует зрителю ненужную боль, которую люди причиняли сами себе, ранение человека человеком.
В конечном результате получился этот «Портрет художника в Германии».
Гюнтер Юккер
Гюнтер Юккер родился в 1930 г. в в Вендорфе (Мекленбург). Он вырос в ГДР и получил образование художника и рекламного оформителя. С 1949 г. он начал изучать живопись, сначала в Висмаре, затем в Академии художеств в Берлин-Вайссензее. В 1953 он перехал в Западный Берлин и два года спустя начал учебу в Академии художеств в Дюссельдорфе. В это же время появилась его первая картина из гвоздей. В 1961 он присоединился к группе ZERO и вместе они осуществили несколько выставок, которые сделали Гюнтера Юккера известным. Наряду с многочисленными персональными выставками, которые Гюнтер Юккер показывал по всему миру, он создал в 1977 настенный рельеф для ООН в Женеве, сконструировал в 1981 оркестровую яму для Берлинской Немецкой оперы и оформил молебенное помещение в здании Рейхстага в Берлине.