«О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства»
05.12.2015
1422
В среду, 24ого Августа
Отметить, что за годы независимости в Узбекистане создана прочная законодательная база, закрепляющая приоритет частной собственности – основы рыночной экономики. Сформированы благоприятный деловой климат и надежные правовые гарантии ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства как важнейшего фактора формирования среднего класса собственников, устойчивого развития экономики страны, создания новых рабочих мест и роста доходов населения.
В результате за последние десять лет доля малого бизнеса в структуре валового внутреннего продукта возросла с 31,1 до 52,5 процента, уровень занятости в этой сфере – с 49,7 до 74,5 процента общего числа занятых в отраслях экономики. На долю доходов от предпринимательской деятельности приходится свыше 47 процентов совокупных доходов населения.
В соответствии с Государственной программой “Год малого бизнеса и частного предпринимательства” в текущем году принят комплекс мер по дальнейшему созданию благоприятной бизнес-среды для широкого развития предпринимательской деятельности.
Существенно упрощен и стал более прозрачным порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства и их подключения к инженерно-коммуникационным сетям. В два раза сокращены ставки государственной пошлины за регистрацию. Значительно расширен перечень видов деятельности, по которым предельная среднегодовая численность работников малых предприятий увеличена до 100 человек. Разработан и внедрен механизм по масштабному вовлечению субъектов малого бизнеса в процесс государственных закупок.
Приняты меры по кардинальному сокращению вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность предприятий и существенному расширению экономических свобод и прав субъектов предпринимательства. С двух до трех лет продлен срок, в течение которого вновь созданные малые предприятия и микрофирмы не подлежат плановым налоговым проверкам. В течение трех лет запрещено проведение налоговых проверок субъектов малого предпринимательства, своевременно уплачивающих налоги и другие обязательные платежи, а также обеспечивающих устойчивые темпы роста и рентабельность производства.
Увеличивается капитализация коммерческих банков, усовершенствован механизм льготного кредитования субъектов малого бизнеса, прежде всего для приобретения высокотехнологического оборудования.
Вместе с тем продолжает оставаться нерешенным ряд проблем, сдерживающих ускоренное развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, ограничивающих свободу предпринимательской деятельности.
До конца не отработан административный регламент, четко определяющий взаимоотношения субъектов предпринимательства с государственными, налоговыми и контролирующими органами, коммерческими банками. По-прежнему сохраняется большое количество разрешительных процедур, многие из которых не прозрачны. Продолжают иметь место факты неправомерного вмешательства контролирующих органов в деятельность субъектов предпринимательства. Не создан действенный механизм продвижения продукции малого бизнеса на региональные и мировые рынки.
В целях дальнейшего кардинального улучшения делового климата, либерализации и ускоренного продвижения по пути углубления рыночных реформ и предоставления большей свободы предпринимательству, ликвидации барьеров и препон для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, повышения их роли и доли в экономике страны, развитии экспортного потенциала, обеспечении занятости и доходов населения:
1. Считать важнейшими задачами Кабинета Министров, министерств, ведомств, хозяйственных объединений, коммерческих банков, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, городов и районов:
устранение излишних бюрократических барьеров и препон на пути развития частной собственности и малого бизнеса, реализацию конкретных мер по сокращению государственных управленческих функций и предоставлению большей свободы предпринимательству, кардинальному упразднению различных разрешительных норм и ограничительных процедур, осуществляемых органами государственного управления;
обеспечение открытости и прозрачности во взаимоотношениях между субъектами предпринимательской деятельности с органами государственного управления, налоговыми и контролирующими структурами, кардинальное упрощение системы отчетности и механизма сдачи отчетов в финансовые, налоговые и статистические органы с поэтапным переходом на электронную систему их представления;
предоставление субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства дополнительных льгот и преференций по налоговым, таможенным и другим платежам, содействующих ускоренному развитию и повышению эффективности осуществления предпринимательской деятельности;
дальнейшее совершенствование и упрощение механизма взаимодействия субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства с коммерческими банками, повышение качества обслуживания субъектов предпринимательства, увеличение объемов предоставляемых им кредитов, в первую очередь долгосрочных кредитов для создания новых, модернизации и технологического обновления действующих производств;
создание благоприятных условий для широкого участия субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства во внешнеэкономической деятельности, оказание содействия в продвижении их продукции на внешние рынки, упрощение и либерализацию процедур регистрации экспортных контрактов и в целом таможенного администрирования.
2. Определить, что во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности с государственными органами управления всех уровней, правоохранительными и контролирующими органами, коммерческими банками действует принцип приоритета прав предпринимателей, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности нормативно-правовых актов толкуются в пользу предпринимателей.
Кабинету Министров с участием Министерства юстиции Республики Узбекистан и других заинтересованных министерств, ведомств в месячный срок тщательно проработать и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в действующие законодательные акты, предусматривающих установление в них принципа приоритета прав предпринимателей.
3. Установить, что с 1 января 2012 года ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий в сфере промышленности снижаются с 6 до 5 процентов.
4. Ввести с 1 октября 2011 года порядок, в соответствии с которым:
размер пени за нарушение сроков уплаты налогов, таможенных пошлин и сборов, а также других обязательных платежей за каждый день просрочки снижается на одну треть против действующих, с сохранением порядка начисления пени;
юридические лица имеют право осуществлять уплату доначисленных по результатам проверок суммы налогов и других обязательных платежей, а также финансовых санкций равными долями в течение шести месяцев со дня принятия решения о взыскании.
5. Государственному налоговому комитету, Министерству финансов Республики Узбекистан обеспечить совместно с Узбекским агентством связи и информатизации поэтапный перевод до конца 2014 года всех субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства на электронную систему сдачи налоговой и финансовой отчетности.
6. Принять предложения Центрального банка, Ассоциации банков Узбекистана, коммерческих банков по дальнейшему повышению открытости и либерализации банковской деятельности в отношении субъектов предпринимательства, предусматривающие:
отмену с 1 сентября 2011 года взимания с субъектов малого бизнеса платы за открытие счетов в национальной валюте в коммерческих банках;
ограничение не более тремя банковскими днями срока рассмотрения коммерческими банками заявок субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства на предоставление кредитов в согласованных объемах;
приравнивание к первичным бухгалтерским документам чеков платежных терминалов при оплате с использованием корпоративных пластиковых карт товаров (работ, услуг), приобретаемых хозяйствующими субъектами в сфере торговли и сервиса;
предоставление права субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства производить самостоятельную сдачу в учреждения банков наличной денежной выручки в сумме до двадцатикратного размера минимальной заработной платы.
7. Центральному банку Республики Узбекистан совместно с Ассоциацией банков Узбекистана, коммерческими банками в месячный срок проработать с международными финансовыми структурами, зарубежными фондами и банками и внести в Кабинет Министров предложения по созданию Гарантийного фонда развития предпринимательства для предоставления субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства необходимого обеспечения в части, не покрытой залогом, по кредитам коммерческих банков, выдаваемым на приобретение нового технологического оборудования.
8. Освободить микрофирмы и малые предприятия от обязательной продажи 50 процентов валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства.
9. Принять предложение Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан о создании при ГАВК “Марказсаноатэкспорт” специализированной внешнеторговой компании по экспорту продукции субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства “Узтадбиркорэкспорт” с открытием до конца 2011 года представительств в регионах республики.
10. Освободить сроком до 1 января 2016 года хозяйствующие субъекты от уплаты таможенных платежей (за исключением сбора за таможенное оформление) за ввозимые на территорию республики запасные части и комплектующие к установленному технологическому оборудованию по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров.
11. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекты законов Республики Узбекистан о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, предусматривающие:
отмену для юридических лиц финансовых санкций, не связанных с исчислением налогов и других обязательных платежей, с одновременным увеличением в два раза мер административной ответственности должностных лиц хозяйствующих субъектов за повторное правонарушение;
ограничение предельного срока таможенного контроля тремя годами, а также запрещение доначисления таможенных платежей по истечении одного года с момента таможенной очистки товаров.
12. Министерству экономики, Министерству финансов, Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
13. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Мирзиёева Ш.М.
Президент
Республики Узбекистан И.Каримов
Город Ташкент,
24 августа 2011 года