"Культурное наследие Узбекистана – основа нового ренессанса"
20.09.2021
1366
12 сентября 2021 г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана в рамках международного форума "Центральная Азия на перекрестке мировых цивилизаций" совместно с ЮНЕСКО состоялось открытие международного конгресса "Культурное наследие Узбекистана – основа нового ренессанса".
Специально к этому знаменательному событию была подготовлена выставка произведений Джамала Усманова «Метафизика созерцания» (живопись, инсталляции, видео-арт), а также состоялась презентация подарочного издания кандидата искусствоведения З.И. Рахимовой “Moniyni xijolatda qoldirgan Kamoliddin Behzod” и выставка факсимиле произведений, принадлежащих перу выдающегося миниатюриста Камолиддина Бехзода.
Серия картин Джамала Усманова, представленная в зале, вдохновлена философско-поэтическими идеями поэмы А. Навои «Язык птиц».
«Язык птиц» - одна из самых известных суфийских притч в мусульманской мистической поэзии. Она повествует о тридцати птицах - метафоре человечества, предпринявших духовное путешествие в поисках Бога.
Д. Усманов не иллюстрирует поэму, а «переводит» ее на язык живописи, наполняя сюжеты особой аурой и предчувствием таинства. Эстетическая магия картин, гармония цветов и линий погружают зрителя в таинственный контакт с миром. Он возможен, как считали поэты-суфии, только "внутренним зрением или в собственном сердце".
Инсталляция «Корабль жизни». Мифопоэтический образ Корабля, Ковчега, Лодки, Парусника – один из древних топосов мировой культуры. Д.Усманов наполняет его новым содержанием. Корабль словно движется к далекой и вряд ли понятной цели над темными безднами инобытия, под вечными звездами. Человек таков, каковы его корабли.
Инсталляция «Хаос» состоит из двух частей – скульптура читающего мальчика и змея. Для художника хаос – это информационный поток, который захватывает все сферы жизни человека. Подлинную мудрость и знания олицетворяет символ змеи. В данном контексте этот древнейший символ дарует жизненное начало, одушевляет и поддерживает. Начав свое творчество с обращения к духовной традиции и поэзии, со временем Д.Усманов задумывается о проблемах мира, о поисках путей обретения утраченной гармонии.
Видеопроект «Метафизика созерцания»
Джамал Усманов, увлеченный идеей интерпретации духовного наследия Востока, одним из первых в Узбекистане начал экспериментировать с различными медиа технологиями. Художник смог перевести восточное мироощущение в формат видео, опыт метафизики созерцания на язык современности. Для Д.Усманова видеокамера - это еще один инструмент художника, который дает возможность заново осмыслить поэтические традиции в близком современному человеку формате.
В зале представлены видео «Зеркало», «Отражение» по мотивам поэзии А.Навои и Омара Хайяма, «Слепые и слон» (А. Навои).Они демонстрируются в пространстве типа квеста, в темноте которого, зритель погружается в особую поэтическую ауру.
Видео Усманова – это созерцательное кино, которое рождается из экспериментов со светом, ритмом, цветом. Каждый кадр - это аллюзия живописного полотна, он выстраивается как момент трансформации физического в метафизическое. Идущие из исламской традиции сакральные метафоры: вода, видимое- невидимое, свет, а также молчание, паузы - это важнейшие смыслы, передающие некое, трудно передаваемое словами, таинство Бытия.
… Далекая от современности поэзия благодаря оригинальному проекту Дж. Усманова, стала созвучна переживаниям человека XXI в., когда многие вечные ценности оказались относительны и теряют свой смысл. Творчество Дж. Усманова – это размышление обо всем этом и о многом другом.